Вернуться на главную

RSS

[добавить новую статью]


Путешествие в Средиземье
журнал "Studio", июнь 2003
перевод с французского: Лонли Л

Последняя часть новозеландского "бортового журнала" Софии Бенамон, посвященного съемкам "Возвращения короля", последней главы "Властелина колец". Исключительные права принадлежат "Студио". Наберемся терпения до премьеры фильма Питера Джексона 17 декабря…

19 июня. Четверг.
В воздухе витает немного ностальгии.
В течение восьми часов Питер Джексон в спешке снимает эпизод. Шорты на нем черные, но настроение, скорее, розовое, несмотря на праздник в честь окончания съемок Вигго Мортенсена, который закончился накануне поздно вечером (см. предыдущий номер) "Вчерашняя вечеринка была оживленной, - говорит режиссер с блеском в глазах, - команда работает бок о бок уже четыре года, между ее членами завязались тесные дружеские связи. Поэтому - грустно расставаться". Кажется, в воздухе витает ностальгия. Уже в легком тумане все отправились к студиям на Stone street.

В пятый день моего пребывания на съемочной площадке "Возвращения короля" светит солнце. Это очень кстати, поскольку сегодня съемка ведется снаружи. Между двумя строениями команда обустроила часть площадки площадью около десяти квадратных метров, чтобы снимать крупный план Гэндальфа, который возвращается на своей телеге в Хоббитон. Это сцена из конца третьей части ВК. "Это достаточно простой план, - уточняет Джексон, - Два года назад, во время основной съемки, мы сняли общий план с дублером, поскольку Йэн Маккеллен в тот момент снимался в другой сцене. Глядя на смонтированный материал, я почувствовал необходимость вставить туда крупный план Гэндальфа".
Декораторы занимаются установкой старой повозки мага (той же, что и в начале "Братства кольца") перед огромным зеленым экраном, усыпанном синими точками. В обязанность компьютерных дизайнеров входит заменить его затем зеленеющими холмами Шира. Режиссер непрестанно снует между камерой, проверяя кадр, и монитором, который стоит в правом углу декораций перед большим кожаным креслом с потертыми подлокотниками. Монитор установлен под навесом нужным, чтобы оградить монитор от солнечных лучей, а не для того чтобы защитить режиссера от ветра с ледников. Тем не менее, этим зимним новозеландским утром довольно холодно.
В 9 часов Йэн Маккеллен выходит на площадку. Одетый в белый плащ, он выходит после 2 часов грима. "Костюм Гэндальфа Белого труднее сохранять в чистоте, чем костюм Гэндальфа Серого". Чаще появляющийся на экране, чем в "Двух Башнях", Гэндальф ведет отряды в бой. "Он - командир, его сосредоточенность на поставленной цели напомнила мне самурая. Длительный процесс одевания помогает мне прийти в напряжение, свойственное персонажу".

Куда делась лошадь Гэндальфа?
На примере времени облачения актер описывает мне в деталях этапы подготовки: надевание одного за другим многочисленных слоев его "очень тяжелой" одежды, шнурование ботинок, достаточно долгое "даже с чужой помощью", надевание парика и, наконец, приклеивание усов и длинной белой бороды. "Когда я выхожу из фургона-гримерки, я боюсь, что поднимется ветер, потому что с бородой трудно справиться, когда он дует". Джексон подходит к актеру, чтобы вкратце объяснить, что от него требуется. Йэн Маккеллен соглашается и идет занять свое место в повозке, осторожно, чтобы не испачкать белоснежный плащ.
"Все готовы к съемке?" - спрашивает режиссер. Вместо лошади он нанял двух крепких мужчин, которые взялись каждый за одну оглоблю телеги. Маккеллен же крепко держит поводья, к которым не привязано никакой лошади. "Мотор". Два здоровяка перетаскивают телегу на десяток метров. От ассистента я узнаю, что проще воспроизвести звук лошадиных шагов, чем привести ее на площадку. Специалисты по спецэффектам введут в эту сцену то же животное, что использовалось при съемках общего плана. И ничего такого видно не будет.

Визит на конюшни "Властелина Конец"
"Снято. Хороший кадр", - комментирует Джексон. Даже для "простого плана", как он сам его назвал. Режиссер всегда в поисках совершенства. Он хочет, чтобы его камера уловила малейшую смену выражения лица волшебника. Приблизившись к телеге, которую вернули на точку отправления, он дает некоторые указания актеру. "После каждого дубля, - сознается позже Йэн Маккеллен, - и даже после сцены без диалога, как эта, Питер напоминает нам, чего он ждет от персонажей. В третьем фильме много действия, нужно возобновить множество сюжетных линий, и если история не будет рассказана персонажами, через их действия или слова, публика не будет тронута. Питер доволен только в том случае, когда он верит тому, что видит, и понимает то, что слышит. И даже в этом случае он требует снять дополнительный дубль. Я иногда спрашиваю себя - не этот ли дубль он использует чаще всего при монтаже".
Два дубля спустя режиссер излагает ассистенту замечание: следует слегка, всего на несколько сантиметров, наклонить…???. "Тандем", заменяющий лошадь, вновь хватается за упряжь. Всегда готовы! В любом случае, они смирились с тем, чтобы выполнять такую неблагодарную задачу и знают, что Питер Джексон остановится только после десяти попыток. Тем не менее, режиссер опровергает свою репутацию и заканчивает на 6 дублях. Посмотрев внимательно на монитор, он счел, что может быть доволен. Йэн Маккеллен бросает на монитор рассеянный взгляд: "Иногда необходимо проверить деталь или просмотреть запись своей игры, но в этом фильме ничего не происходит случайно, и я знаю, что могу доверять рысьему глазу Питера". Актер удаляется к своей гримерке, придерживая полы плаща. Сейчас 10 часов и его рабочий день далеко не закончен, потому что ему нужно подготовиться к съемке второй сцены на соседней площадке. Как и другие актеры, нередко он проводит за работой 14 часов в день. "Ритм работы устойчивый, но никогда не торопливый. Что касается Питера Джексона, я не знаю, как он справляется. Очевидно, что он устал и в то же время он неутомим, никогда не скупится на комплименты, когда он доволен, и, в особенности, всегда достаточно внимателен и старательно выполняет задачу, которую он перед собой поставил - сделать "Возвращение короля" лучшим из трех фильмов, тем, который обеспечит трилогии статус классики кинематографа".
Мы покидаем площадку, которую энергично демонтируют рабочие сцены, и нас препровождают к части студии, куда посетители допускаются редко: конюшни "Властелина колец". Именно здесь на зеленеющем лугу, огражденном деревянным барьером, вдали от шума, "припаркованы" другие "звезды" фильма. Начнем с Шадоуфакса, верховой лошади Гэндальфа. Его алебастровая шкура так же впечатляет, как и в фильме. "Трудно найти столь белую лошадь", - подчеркивает тренер, Грэхам Вар. Большинство лошадей становятся белыми в старости, к десяти годам, а в этом возрасте их невозможно дрессировать".
Чтобы сблизиться с животными до начала съемок, актеры в течение 5 недель проходили курс верховой езды. "Самым способным был Вигго Мортенсен, - признает тренер. - В нем развился настоящий интерес к искреннему общению с лошадьми. При этом он не захотел расстаться с верховой лошадью Арагорна и в результате купил ее и отвез в США!"

Очень необычная лотерея
Когда мы достигаем главных коридоров студии, около столовой, которая на глазах заполняется, происходит необычное оживление. "Сегодня будет необычное меню?" "Сегодня день лотереи", - объясняет мне техник. Каждую неделю происходит распределение коллекционных предметов "Властелина Колец": репродукций рисунков, часов, пронумерованных фигурок. Множество подарков припасено для техников и героев, с самого начала занятых в фильме. В середине мероприятия, одетый в рекламную рубашку и дырявые джинсы, продюсер фильма, Барри М. Озборн бесстрастно проводит розыгрыш. Именно он держит урну, в которую члены команды бросили бумажки со своими именами. Хотя актеры, исполняющие главные роли, уже завалены призами и исключены из участия в лотерее, их, тем не менее, настойчиво просили играть по-честному. Энди Сёркис (Горлум) опускает руку в урну… "Разыгрывается великолепный набор шахмат, каждая фигура изображает героя фильма, существует только сто экземпляров!" - объявляет продюсер. Актер, улыбаясь, произносит имя победителя и его "должность" в фильме. Это осветитель. Его соседи по столу поздравляют его, любуясь его выигрышем.
"А теперь, календарь с автографами команды!", - произносит Барри Осборн. Каждый с жадностью смотрит на предмет. Можно подумать, что присутствуешь на сборище фанатов. В течение обеда, режиссер не может удержаться от выражения удовлетворения при виде такого натиска: "Действительно, это самый трогательный фильм из трилогии. Я думаю, зрителю придется достать платок, я очень горд".

От Матрицы к Властелину
Барри Осборн, который был также одним из продюсеров и создателей успеха первой Матрицы, признается, что идея занять Хьюго Уивинга (знаменитого агента Смита) в роли эльфа Элронда исходила от него. "В отличие от братьев Вачовски, Питер Джексон, будучи абсолютно подготовленным, оставляет место для неожиданного. Оригинальная история не рассматривается как библия. Сценарий постоянно развивается". Когда у него спрашивают, какую сцену было труднее всего снимать, он колеблется перед тем, как ответить. "Конечно, сцена битвы в полях Пеленнора, потому что место, выбранное для съемки, было изолированным. Нужно было привести 380 лошадей, построить дорогу около 2 км длинной для движущейся камеры и даже выровнять территорию, чтобы избежать несчастных случаев. Это было невероятно! Но главной проблемой было то, что в окрестностях не было достаточно наездников, чтобы исполнять роли. Помню, я завтракал с компанией бородатых воинов Рохана, и они все были… женщинами!" Марк Ордески, продюсер Нью Лайн, присоединяется к нему за столом и подтверждает: "В этих съемках система D - король. Когда в Новой Зеландии сталкиваешься с проблемой, волей-неволей приходится искать решение, потому что находишься в отдалении от всего. Это заставляет рассчитывать только на себя. Представитель Нью Лайн ни секунды не сожалеет о том, что натолкнул своих патронов Боба Шэйя и Майкла Линна на мысль пригласить Питера Джексона, в то время как этот последний, расставшись с Мирамаксом, самостоятельно искал продюсера. Он признает, что после того как продюсерское общество просмотрело фильм, оно увеличило бюджет, доведя его до 310 млн $, и не скрывает своих надежд увидеть, как трилогия получит Оскара "за лучший фильм" и "за лучшего режиссера. "Тот факт, что Роман Полански был награжден в этом году, говорит о том, что он не обязательно будет вести агрессивную кампанию, чтобы привлечь внимание голосующих".
Продюсеры ушли, столовая опустела. Каждый вернулся к своим обязанностям на разных площадках. Нельзя терять ни минуты. Одетый в костюм и парик Билли Бойд, который играет Пиппина, в спешке пересекает студию, машина ждет его, чтобы отвезти к декорациям, возведенным в нескольких километрах отсюда. Элайджа Вуд, Шон Эстин и Энди Серкис продолжают съемку сцен, начатых вчера. Мне пора покинуть это жужжащий улей. Но тут ко мне подходит молодая женщина, чтобы объявить мне и моим международным коллегам о присутствии необычного гостя.
Нас собрали в одном из залов студии, где Питер Джексон обычно проводит ежедневные встречи с наиболее важными членами своей команды, журналисты возбужденно ждут. С папкой для рисунков под мышкой, входит худой бородач. Это Алан Ли, известный среди прочих тем, что он проиллюстрировал прекрасными акварелями произведения Толкиена, английский художник, который стал автором художественной концепции фильма. Глядя именно на его работы, Питер Джексон понял, что возможно перенести Властелина Колец… на экран.

Жизнь, посвященная Средиземью
Джексон взялся разыскать следы Алана Ли, который жил в маленькой английской деревне и предложить принять участие в проекте. "Когда Питер Джексон сказал, что хочет остаться верным духу книги и ему нужны декорации настолько реальные, насколько возможно, я понял, что создан для этой работы", - говорит иллюстратор. И вот уже скоро 5 лет как Алан Ли вытащил карандаш и рисует в своем альбоме образы, навеянные Средиземьем.
Теперь, когда большая часть фильмов уже снята, он продолжает тщательно отделывать декорации: здесь - потолок, там - холм. "По мере того как Питер продвигается с монтажом фильма, он передает отделу цифровой графики планы для обработки. Джереми Беннет новозеландский иллюстратор и я вступаем в действие, чтобы изменить синий фон. "Возвращение короля" требует больше работы, чем предыдущие, - уточняет он, - потому что содержит более 1000 планов со спецэффектами, мне необходимо ответить на все большее число вопросов".

Начался дьявольский аврал
Прежде чем приняться за выполнение задачи, художник задерживается и открывает свою папку, чтобы показать нам некоторые из эскизов, которые предшествуют декорациям. Вот Эдорас, резиденция Теодена, короля оказавшегося в пагубной власти Гримы. Черты карандаша Алана Ли точны. Множество деталей, присутствующих на его фееричных картинах, впечатляет. Он продумал все в убранстве позолоченного холла Эдораса: от флагов, которые свисают с потолка, до орнамента на дверях. Затем он переходит к серии рисунков, изображающих Лориен, одно из убежищ эльфов или приют Элронда. "Я должен признать, - сознается он, - что места обитания эльфов было труднее всего придумать. Трудно поставить себя на место эльфийского архитектора. Это столь загадочная раса". Страстно увлеченный и склонный поделиться своими знаниями, создатель художественной вселенной фильма проводит больше часа, разъясняя нам детали своей работы. Наступает ночь.
Даже вернувшись в помещение, команда не расслабляется, нужно пользоваться каждым днем присутствия актеров, пока их не пригласят в другие проекты. Так, например, Йэн Маккеллен будет работать только начала июля. В этот момент приедет Кристофер Ли, который сделает остановку в Новой Зеландии, чтобы закончить сцены с Саруманом, прежде чем вернуться на съемочную площадку Звездных воин. Энди Серкис, "одолживший" свой голос и жестикуляцию Горлуму, не скоро "увидит свет в конце туннеля", потому что работа с аниматорами займет бОльшую часть лета. Во всех других отделениях напряжение достигло высшей точки. Взгляд всех тех, кто занимается монтажом и спецэффектами, музыкой и рекламой, прикован к календарю. Обратный отсчет начался: 17 декабря весь мир должен увидеть последнюю часть мифической трилогии Толкиена.
Похолодало и уже пора возвращаться в Париж. Последний взгляд на студии Стоун Стрит, над которыми самолет пролетает, разгоняясь, и на которых команда продолжает работу. Без меня. Я взволнована… Но новость смягчает эту разлуку. Я вернусь в Веллингтон 1 декабря на мировую премьеру Возвращения короля. Событие, которое Новая Зеландия готовится отпраздновать с размахом и любезностью, которых заслуживает Питер Джексон и его помощники. И я вам все расскажу. Увидимся в № 196, который выйдет 19 декабря.

Категория: Интервью и статьи | Добавил: mckellen (2005-11-27) | Автор: София Бенамон
Просмотров: 1418 | Рейтинг: 0.0


Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории статей

Интервью и статьи [7]

 

Друзья

Неофициальный сайт Шона Коннери в России  Первый российский сайт о французской актрисе Еве Грин  Российский сайт Хоакина Феникса  Just Hugo - сайт о Хьюго Уивинге 
Затерянная дорога - слэш по Властелину Колец  Этот сайт slash-friendly

 

Начало I Статьи I Персональный раздел I Выход